Виза и разрешение на работу в Ирландии.
Регулирование занятости иностранцев производится на разрешительной основе. Разрешения на работу выдаются Департаментом предпринимательства, торговли и занятости (Department of Enterprise, Trade and Employment), в составе которого имеется отдел Разрешений на работу. Причем отсутствие такого разрешения может быть причиной отказа во въездной визе в случае, если соискатель собирается работать, находясь в Ирландии.
В 2000г. было выдано 18 тыс. краткосрочных разрешений на работу в Ирландии для граждан более чем 200 стран, что значительно больше, чем в предыдущем году. Наибольшую группу трудовых мигрантов из других стран составляют граждане Центральной и Восточной Европы. Среди отраслей занятости сфера услуг занимает ведущее место.
Общая система разрешений на работу предполагает, что работодатель находит иностранца, которого он хочет принять на работу и подает соответствующее заявление в Департамент. При этом работодатель обязан доказать, что ни ирландец, ни гражданин ЕЕА не может быть нанят на эту должность (доказательством считается реклама вакансии в средствах массовой информации, обращение в агентства по трудоустройству и т.п.). Разрешения выдаются, как правило, сроком на 1 год и могут быть возобновлены. При нынешней благоприятной экономической ситуации они, как правило, возобновляются без проблем. Департамент принимает соответствующие заявления только от работодателей. Стоимость такого разрешения для работодателя составляет от 25 ф. ст. (32 Euro) до 125 (159 Euro), в зависимости от продолжительности срока разрешения. Обычно процедура рассмотрения заявления и выдачи разрешения занимает около 2 месяцев.
Разрешения на работу не требуется:
граждан ЕЕА и членов их семей, а также для членов семей ирландских граждан,
беженцев и мигрантов, приехавших по гуманитарным причинам,
выпускники университетов, если работа/практика является частью учебного процесса,
для иностранных работников, которые легально работают в другой стране ЕЕА и посланы в Ирландию для временной работы по контракту (так называемый, Van der Elst Case),
в случае перемещения сотрудников внутри одной и той же транснациональной корпорации,
лица, прибывающие на стажировку на срок не более 3 лет, в случае если она включает оплачиваемую работу в ирландской компании.
Разрешение на работу не выдается, если иностранец:
въехал в страну на условиях, не предполагающих занятость (гостевая или туристическая визы),
находится в стране нелегально или не в соответствии с условиями, на которых он был принят,
нарушил или нарушал в прошлом иммиграционные правила страны или был депортирован,
устраивается на работу к работодателю, который занимается предпринимательством без соответствующего разрешения на занятие бизнесом, выдаваемого Министром юстиции, равенства и права (Ministry for Justice, Equality and Law Reform).
Для некоторых видов занятости, особенно часто выполняемых иностранными работниками, установлены дополнительные требования. Нанимаемые для выполнения домашних услуг должны иметь опыт работы в семье за рубежом в течение по крайней мере одного года до подачи заявления о выдачи разрешения на работу в Ирландии.
В середине 2000г. существовавшая система разрешений на работу была несколько модернизирована, исходя из обозначившегося на внутреннем рынке недостатка в кадрах высокой квалификации в отдельных областях занятости. Была введена упрошенная схема "авторизации", не требующая процедур, обычных для выдачи разрешений на работу, для некоторых категорий высококвалифицированных специалистов и рабочих, предложение которых ограничено на внутреннем рынке труда. Это: 1Т-профессионалы и компьютерные специалисты, строительные рабочие и специалисты, медсестры, сиделки и младший медицинский персонал. Иностранцы, имеющие приглашение на работу по этим специальностям от ирландской фирмы могут получить в ирландском Посольстве или Консульстве "авторизацию" сроком на два года, не требующую дополнительно разрешений на работу и заменяющие собой практически рабочую визу.
Другие меры, которые были приняты законодательством последних лет, включают упрошенный порядок внутрикорпоративной трудовой иммиграции, то есть передвижения сотрудников транснациональных корпораций из других стран в Ирландию в пределах своей фирмы. Также упрощена система въезда для мигрантов-стажеров. Приняты меры, облегчающие въезд членов семьи мигранта, работающего в Ирландии. Ранее работающий иностранец мог привезти свою семью в страну по прошествии 12 месяцев с начала работы; теперь этот срок сокращен до 3 месяцев.
Таким образом, сегодня система допуска иностранных работников в страну базируется на нуждах конкретных работодателей. Введение общенациональных квот на прием иностранцев, основанных на оценке необходимости привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа на национальном уровне, только рассматривается. Эксперты предлагают квоту в 10 тыс. иностранных рабочих в год из не-ЕЕА стран. Что касается образования в Ирландии, то система приема иностранцев для обучения в стране строится на прагматической основе, исходя из повышенного спроса на образование 3-го уровня. Легально проживающие в стране иностранцы могут пользоваться услугами бесплатных образовательных учреждений до 2 уровня. За образование третьего уровня мигранты, не имеющие статуса беженца, должны платить. Проблема нелегальной миграции обращает на себя все большее внимание ирландских политиков и законодателей. Последний закон, специально посвященный проблеме нелегальной миграции и торговле людьми ужесточил наказание в отношении лиц, занимающихся переправкой нелегальных иммигрантов и их трудоустройством. Закон предусматривает тюремное заключение до 10 лет. На такую крайнюю меру был вынужден пойти ирландский комитет, пытаясь остановить захлестнувший в последнее время "зеленый остров" поток нелегальных иммигрантов из стран Восточной Европы.
Регулирование занятости иностранцев производится на разрешительной основе. Разрешения на работу выдаются Департаментом предпринимательства, торговли и занятости (Department of Enterprise, Trade and Employment), в составе которого имеется отдел Разрешений на работу. Причем отсутствие такого разрешения может быть причиной отказа во въездной визе в случае, если соискатель собирается работать, находясь в Ирландии.
В 2000г. было выдано 18 тыс. краткосрочных разрешений на работу в Ирландии для граждан более чем 200 стран, что значительно больше, чем в предыдущем году. Наибольшую группу трудовых мигрантов из других стран составляют граждане Центральной и Восточной Европы. Среди отраслей занятости сфера услуг занимает ведущее место.
Общая система разрешений на работу предполагает, что работодатель находит иностранца, которого он хочет принять на работу и подает соответствующее заявление в Департамент. При этом работодатель обязан доказать, что ни ирландец, ни гражданин ЕЕА не может быть нанят на эту должность (доказательством считается реклама вакансии в средствах массовой информации, обращение в агентства по трудоустройству и т.п.). Разрешения выдаются, как правило, сроком на 1 год и могут быть возобновлены. При нынешней благоприятной экономической ситуации они, как правило, возобновляются без проблем. Департамент принимает соответствующие заявления только от работодателей. Стоимость такого разрешения для работодателя составляет от 25 ф. ст. (32 Euro) до 125 (159 Euro), в зависимости от продолжительности срока разрешения. Обычно процедура рассмотрения заявления и выдачи разрешения занимает около 2 месяцев.
Разрешения на работу не требуется:
граждан ЕЕА и членов их семей, а также для членов семей ирландских граждан,
беженцев и мигрантов, приехавших по гуманитарным причинам,
выпускники университетов, если работа/практика является частью учебного процесса,
для иностранных работников, которые легально работают в другой стране ЕЕА и посланы в Ирландию для временной работы по контракту (так называемый, Van der Elst Case),
в случае перемещения сотрудников внутри одной и той же транснациональной корпорации,
лица, прибывающие на стажировку на срок не более 3 лет, в случае если она включает оплачиваемую работу в ирландской компании.
Разрешение на работу не выдается, если иностранец:
въехал в страну на условиях, не предполагающих занятость (гостевая или туристическая визы),
находится в стране нелегально или не в соответствии с условиями, на которых он был принят,
нарушил или нарушал в прошлом иммиграционные правила страны или был депортирован,
устраивается на работу к работодателю, который занимается предпринимательством без соответствующего разрешения на занятие бизнесом, выдаваемого Министром юстиции, равенства и права (Ministry for Justice, Equality and Law Reform).
Для некоторых видов занятости, особенно часто выполняемых иностранными работниками, установлены дополнительные требования. Нанимаемые для выполнения домашних услуг должны иметь опыт работы в семье за рубежом в течение по крайней мере одного года до подачи заявления о выдачи разрешения на работу в Ирландии.
В середине 2000г. существовавшая система разрешений на работу была несколько модернизирована, исходя из обозначившегося на внутреннем рынке недостатка в кадрах высокой квалификации в отдельных областях занятости. Была введена упрошенная схема "авторизации", не требующая процедур, обычных для выдачи разрешений на работу, для некоторых категорий высококвалифицированных специалистов и рабочих, предложение которых ограничено на внутреннем рынке труда. Это: 1Т-профессионалы и компьютерные специалисты, строительные рабочие и специалисты, медсестры, сиделки и младший медицинский персонал. Иностранцы, имеющие приглашение на работу по этим специальностям от ирландской фирмы могут получить в ирландском Посольстве или Консульстве "авторизацию" сроком на два года, не требующую дополнительно разрешений на работу и заменяющие собой практически рабочую визу.
Другие меры, которые были приняты законодательством последних лет, включают упрошенный порядок внутрикорпоративной трудовой иммиграции, то есть передвижения сотрудников транснациональных корпораций из других стран в Ирландию в пределах своей фирмы. Также упрощена система въезда для мигрантов-стажеров. Приняты меры, облегчающие въезд членов семьи мигранта, работающего в Ирландии. Ранее работающий иностранец мог привезти свою семью в страну по прошествии 12 месяцев с начала работы; теперь этот срок сокращен до 3 месяцев.
Таким образом, сегодня система допуска иностранных работников в страну базируется на нуждах конкретных работодателей. Введение общенациональных квот на прием иностранцев, основанных на оценке необходимости привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа на национальном уровне, только рассматривается. Эксперты предлагают квоту в 10 тыс. иностранных рабочих в год из не-ЕЕА стран. Что касается образования в Ирландии, то система приема иностранцев для обучения в стране строится на прагматической основе, исходя из повышенного спроса на образование 3-го уровня. Легально проживающие в стране иностранцы могут пользоваться услугами бесплатных образовательных учреждений до 2 уровня. За образование третьего уровня мигранты, не имеющие статуса беженца, должны платить. Проблема нелегальной миграции обращает на себя все большее внимание ирландских политиков и законодателей. Последний закон, специально посвященный проблеме нелегальной миграции и торговле людьми ужесточил наказание в отношении лиц, занимающихся переправкой нелегальных иммигрантов и их трудоустройством. Закон предусматривает тюремное заключение до 10 лет. На такую крайнюю меру был вынужден пойти ирландский комитет, пытаясь остановить захлестнувший в последнее время "зеленый остров" поток нелегальных иммигрантов из стран Восточной Европы.